Итоги берлинской конференции. Начало потсдамской конференции глав правительств ссср, сша и великобритании

БЕРЛИНСКАЯ (ПОТСДАМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 года глав правительств ведущих держав антигитлеровской коалиции: председатель СНК СССР И. В. Сталина, президента США Г. Трумэна, премьер-министра Великобритании У. Черчилля, которого 28 июля сменил новый премьер-министр К. Эттли. Состоялась 17 июля - 2 августа в замке Цецилиенхоф в городе Потсдам (близ Берлина). В конференции участвовали также министры иностранных дел, военные советники и эксперты.

Главным вопросом на Берлинской (Потсдамской) конференции был вопрос о Германии. Опираясь на решения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года и на предложения, подготовленные Европейской консультативной комиссией, участники конференции выработали соглашение «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период».

Они обязались проводить в отношении Германии согласованную политику и постановили, что верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженными силами оккупационных держав, каждым в своей зоне оккупации, а по вопросам, затрагивавшим Германию в целом, - ими совместно в качестве членов Контрольного совета. Целями оккупации объявлялись демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии. Предусматривалось полное разоружение Германии, упразднение её вооруженных сил, СС, СА, СД, гестапо - со всеми штабами, организациями, учреждениями, учебными заведениями, ликвидация германской военной промышленности или контроль над ней, уничтожение или сдача союзникам всего вооружения и амуниции германской армии. Берлинская (Потсдамская) конференция постановила ликвидировать Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП), её филиалы, подконтрольные организации и учреждения, отменить нацистские законы, предать суду военных преступников и всех, кто участвовал в планировании и осуществлении зверств, удалить активных нацистов с общественных постов, а также с ответственных должностей в частных фирмах. Для суда над главными военными преступниками учреждался Международный военный трибунал. В целях обеспечения демократического развития Германии планировалось реорганизовать систему образования, правосудия и местного самоуправления, разрешить и поддержать деятельность демократических политических партий. В рамках решения задачи по уничтожению германского военного потенциала предусматривалось, наряду с запретом производства вооружений, осуществить децентрализацию германской экономики и ликвидировать её чрезмерную концентрацию в виде картелей, синдикатов, трестов и тому подобное. Рассматривая Германию как единое экономическое и политическое целое, участники Берлинской (Потсдамской) конференции договорились учредить центральные германские административные органы (финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности), действующие под руководством Контрольного совета. Последний должен был размещаться в Берлине, который переходил под совместное управление СССР, США, Великобритании и Франции.

Специальным соглашением «Репарации с Германии» определялось, что державы получат репарации из своих зон оккупации и за счёт германских вложений за границей, а СССР дополнительно к этому - 25% изымаемого из западных зон промышленного оборудования, не являющегося необходимым для германской мирной экономики (из них 15% в обмен на эквивалентные поставки угля, продовольствия, сырья и других материалов). Из своей доли репараций СССР должен был удовлетворить репарационные претензии Польши. СССР отказывался от претензий на золото, захваченное в Германии западными державами, на акции германских предприятий в западных зонах оккупации и на германские активы во всех странах, за исключением Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии. Со своей стороны США и Великобритания отказывались от претензий на акции германских предприятий в советской зоне оккупации и на германские активы в вышеназванных странах. Участники Берлинской (Потсдамской) конференции приняли решение о разделе поровну между собой надводного, военно-морского и торгового флотов Германии, а также её подводного флота (после уничтожения большей его части).

Берлинская (Потсдамская) конференция постановила передать СССР город Кёнигсберг (с 1946 года Калининград) и прилегающий район. После острой дискуссии была определена западная граница Польши по рекам Одер и Западный Нейсе. В состав Польши передавались также часть Восточной Пруссии, не поставленная под управление СССР, и бывший вольный город Данциг (Гданьск). Определение границ Польши подкреплялось решением о выселении с её территории немецкого населения (оно выселялось также из Венгрии и Чехословакии).

Берлинская (Потсдамская) конференция учредила Совет министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Китая, на который была возложена подготовка мирного урегулирования с бывшими союзниками Германии (Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией), а после создания общегерманского правительства - подготовка мирного договора с Германией.

Участники конференции осудили режим Франко в Испании, высказались по вопросу о положении в странах Восточной Европы, согласились с необходимостью немедленного вывода союзных войск из Тегерана и изучения вопроса о распространении компетенции временного австрийского правительства также на области Австрии, занятые войсками западных держав.

Во время работы Берлинской (Потсдамской) конференции Г. Трумэн получил информацию об успешном испытании в США атомной бомбы. 24 июля в разговоре со Сталиным, пытаясь оказать на него давление, он сообщил, что США располагают «оружием огромной разрушительной силы». Демарш Трумэна на Берлинской (Потсдамской) конференции являлся первым актом «атомной дипломатии» США.

Решения, принятые Берлинской (Потсдамской) конференцией, имели большое значение для послевоенного мирного урегулирования в Европе, искоренения германского милитаризма и национал-социализма. Несмотря на отход союзников в условиях «холодной войны» от согласованного курса, эти решения способствовали перестройке жизни немецкого народа на демократических началах.

Публ.: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годы М., 1984. Т. 6.

Начало Потсдамской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании

С 17 июля по 2 августа 1945 г. в пригороде Берлина Потсдаме во дворце Цецилиенхоф проходила конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, на которой обсуждались проблемы послевоенного устройства мира.

Делегации возглавили И. В. Сталин, президент США Г. Трумэн и премьер-министр Великобритании У. Черчилль (с 28 июля его заменил новый премьер-министр К. Эттли.). В работе принимали участие также министры иностранных дел СССР и Великобритании В. М. Молотов и А. Иден, государственный секретарь США Дж. Бирнс, секретарь британского кабинета министров Э. Бриджес, начальник генерального штаба СССР А. И. Антонов, начальник объединённых штабов США Дж. К. Маршалл, командующий ВВС США У. Арнольд. В состав английской делегации вошли также фельдмаршал, лорд Тунисский Х. Р. Александер, адмирал флота Э. Кеннингхэм, фельдмаршал Б. Монтгомери, маршал королевской авиации Ч. Портал.

Определяющее место в повестке дня Конференции занимал Германский вопрос. Было достигнуто соглашение о сохранении и развитии Германии как единого, демократического и миролюбивого государства.

В соответствии с решениями Крымской конференции от 11 февраля 1945 г. , потсдамские соглашения предусматривали полное разоружение и демилитаризацию Германии; уничтожение национал-социалистической партии и её филиалов; роспуск всех нацистский учреждений; предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности и пропаганды; передачу суду международного трибунала военных преступников; подготовку к окончательной реконструкции германской политической жизни.

В Потсдаме было подтверждено, что в начальный контрольный период верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооружёнными силами СССР, США, Англии и Франции соответственно в их зонах оккупации. Для осуществления согласованной политики был создан единый орган управления Союзный контрольный совет.

После длительных обсуждений делегациями был решён вопрос о репарациях: все четыре державы получали репарации из своих зон оккупации и за счёт германских вложений за границей. СССР дополнительно к этому получал 25% всего оборудования, изымаемого из западных зон.

Одним из важнейших решений Потсдамской конференции явилось утверждение границ, сложившихся в Восточной Европе. Конференция согласилась на передачу СССР г. Кёнигсберга с прилегающим к нему районом. После длительных дискуссий была определена новая польско-германская граница по линии Одер - Западная Нейсе. К Польше отходили также Данциг (Гданьск) и большая часть Восточной Пруссии.

Советской стороной было подтверждено обязательство об участии СССР в войне против Японии.

Потсдамская конференция 1945 г. имела важнейшее политическое значение для судеб послевоенной Европы и дела мира. Она была третей и завершающей в серии конференций руководителей СССР, США и Великобритании - союзных государств-членов антигитлеровской коалиции.

В официальном сообщении об итогах встречи говорилось, что конференция «укрепила связи между тремя правительствами и расширило рамки их сотрудничества и понимания». Было заявлено, что правительства и народы трёх держав - участников конференции - «вместе с другими объединёнными нациями обеспечат создание справедливого и прочного мира».

Лит.: Бережков В. М. Страницы дипломатической истории. М., 1987. Из содерж.: Потсдамская конференция. С. 575; То же [Электронный ресурс]. URL: http :// militera . lib . ru / memo / russian / berezhkov _ vm 2/06. html ; Материалы Берлинской (Потсдамской) конференции руководителей трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании [Электронный ресурс] // Исторический факультет МГУ. 1997-2018. URL : http :// www . hist . msu . ru / ER / Etext / War _ Conf / berlin . htm ; Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сб. документов. Т. 6. М., 1984.

См. также в Президентской библиотеке:

Началась Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании // День в истории. 28 ноября 1943 г.

Потсдамская конференция, проходившая в пригороде Берлина (17 июля — 2 августа 1945 г.), стала последней за годы войны конференцией глав правительств СССР, США и Великобритании. Советскую делегацию возглавлял И. , американскую после смерти Ф. Рузвельта в апреле — президент Г. Трумэн, английскую — премьер-министр У. Черчилль, а с 28 июля после победы на парламентских выборах лейбористской партии К. Эттли. В работе конференции, которая проходила во дворце Цецилиенхоф, принимали участие также руководители внешнеполитических ведомств великих держав, военные представители.

Главное место в работе Потсдамской конференции заняла проблема Германии. Были согласованы основные принципы совместной политики к этой стране. Предусматривалось разоружение и демилитаризация страны. Прядок осуществления контроля над ее территорией требовал полной денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Подчеркивалась необходимость ликвидации военных и полувоенных формирований, отмены нацистских законов. Военные преступники предавались суду. Но союзники указывали, что «не намерены уничтожать или ввергнуть в рабство немецкий народ». Сталин и западные лидеры также воздержались от выдвижения планов раздела Германии. Учреждались органы самоуправления по всей стране, хотя центрального правительства было решено пока не создавать. В экономическом плане на период оккупации было решено рассматривать Германию как единое целое, включая денежную систему. Промышленность страны должна была перейти исключительно на мирные рельсы.

Дискуссии развернулись вокруг вопроса о репарациях с Германии. В конечном итоге был одобрен позональный принцип взимания репараций — каждой державой из своей зоны оккупации. Кроме этого для СССР было предусмотрено частичное получение репараций из западных зон. СССР обязывался передать часть репараций Польше. Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между тремя державами-победительницами. Делился и торговый флот.

В Потсдаме, также как ранее и в Ялте, вновь встал вопрос о будущем Польши. Сталин настоял на том, чтобы в Потсдам прибыли польские представители во главе с Б. Берутом, которые подтвердили свою позицию относительно западных границ государства и обещали проведение в стране демократических выборов. Американская делегация поддержала советские предложения о новой западной границе Польши. Было решено начать про-цесс передачи Польше восточногерманских земель. Американская и британская делегации подтвердили также свое согласие о передаче СССР города Кенигсберга (с 1946 г. Калининграда) с прилегающими территориями.

На конференции был поднят вопрос о Турции, а также возможности основания советской базы в Черноморских проливах. СССР считал также несправедливой границу между двумя государствами, проведенную после окончания Гражданской войны в России, отторгавшую в пользу Турции область Карса и прилегающие районы. Но предложения о советских базах и изменениях в советско-турецкой границе были отвергнуты. Делегации великих держав обсудили проблему опеки ряда территорий, в том числе бывших колоний Италии. Однако Великобритания и США намеревались осуществлять здесь контроль своими силами, без участия СССР.

На Берлинской конференции стороны разрешили и ряд других проблем, касающихся контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии, переселения немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии, вывода союзных войск из Ирана. Они еще раз обсудили проблему участия СССР в войне с Японией. 17 июля Сталин заявил, что Советский Союз будет готов открыть боевые действия в середине августа.

Переговоры в Потсдаме показали, что разногласия между союзниками стали проявляться все чаще, и, тем не менее, сохранялась возможность разрешать их путем компромиссов. Такой подход, несомненно, отвечал интересам мирного сосуществования государств с различной социально-политической системой в послевоенном мире. Однако здесь же на Потсдамской конференции возник новый фактор, кардинально изменивший само представление о будущей безопасности — успешное испытание американской атомной бомбы. 24 июля в разговоре со Сталиным, Трумэн сообщил, что у США появилось новое оружие невиданной ранее разрушительной силы. Сталин, сделал вид, что не понял значения этого события, хотя знал об американском ядерном проекте и торопил советских ученых, занимавшихся подобными разработками. Применение атомного оружия преследовало двоякую цель — с одной стороны, показать Японии, что ее ожидает в случае продолжения войны, а, с другой, продемонстрировать американскую мощь перед Советским Союзом, что могло побудить его согласиться с американской точкой зрения по широкому кругу международных вопросов.

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ РЕШЕНИЙ ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(...) III. О ГЕРМАНИИ

...А. Политические принципы

1. В соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного Совета.

2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением по всей Германии.

3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный Совет, являются:

I) полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:

а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;

в) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в распоряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено (...)

III) уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду...

4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима, или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация правовая, административная или иная, не будет терпима.

5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим поли-тическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии...

8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:

Во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения...

Пока что не будет учреждено никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета...

ПОТСДАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая от 26 июля 1945 г.

1. Мы, президент Соединенных Штатов, президент Национального правительства Республики Китай и премьер-министр Великобритании, представляющие сотни миллионов наших соотечественников, совещались и согласились в том, что Японии следует дать возможность окончить эту войну...

5. Ниже следуют наши условия. Мы не отступим от них. Выбора никакого нет. Мы не потерпим никакой затяжки.

6. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

7. До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будет существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена,- пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем.

8. Условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем.

9. Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь.

10. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам.

11. Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях.

12. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

13. Мы призываем правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром.

Дворец Цецилиенхоф - место проведения Потсдамской конференции

Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 17 июля - 2 августа 1945 г., занимает в мировой истории особое место. Конференция в Потсдаме (кодовое название «Терминал») была встречей победителей над фашистской Германией и ее союзниками. Лидеры антигитлеровской коалиции - И.В. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль и сменивший британского премьер-министра в ходе конференции К. Эттли - собрались в пригороде столицы разгромленного третьего рейха, чтобы заложить основы послевоенного мира.


На Потсдамской конференции 1945 г.

За 70 лет, прошедших со дня ее проведения, вокруг встречи в Потсдаме возникло изрядное количество мифов и легенд, несущих на себе отпечаток разочарований и несбывшихся надежд народов на мирное послевоенное будущее. Имевшиеся разногласия в межсоюзнических отношениях закономерно усилились к концу войны, когда пришла пора делить плоды общей победы, а после переросли в непримиримый раскол между ними и после товарищества по оружию в рядах великой коалиции развели их по разные стороны баррикад.

Несмотря на мрачные прогнозы в некоторых кругах на Западе, общее настроение в официальном Вашингтоне и Лондоне было осторожно оптимистичным. Среди широкой общественности и в печати оно было еще более преисполненным надежд и энтузиазма. Исключительное мужество и тяжелейшие жертвы советских людей в войне против Гитлера породили мощную волну симпатий к их стране, которая во второй половине 1945 г. захлестнула многих критиков советской системы и ее методов. На всех уровнях существовало широкое и горячее стремление к сотрудничеству и взаимопониманию.


1945 г. Потсдам. Встреча «Большой тройки». К. Эттли, Г. Трумэн, И. В. Сталин.

Однако вопреки доминирующим общественным настроениям, сотрудничество между вчерашними союзниками переросло в открытое противостояние, что вызвало политическую потребность на Западе скорректировать взгляд на Потсдамскую конференцию, и на историю антигитлеровской коалиции в целом. В связи с этим союз СССР, США и Великобритании стал изображаться как «противоестественный», «аномальный» и «случайный», а сама Потсдамская конференция как форум, возвестивший начало холодной войны. В Советском Союзе происхождение холодной войны рассматривалось как стремление США и их новых союзников доминировать над миром за счет интересов СССР и «других свободолюбивых народов», чему с советской стороны и был дан отпор на Потсдамской конференции.

В действительности имело место столкновение двух крупнейших геополитических моделей послевоенного переустройства мира между главными победителями во Второй мировой войне, окрашенных в идеологические тона, которым в Потсдаме удалось найти приемлемый, однако, временный компромисс, намеченный еще в Ялте.


Премьер-министр Великобритании Клемент Эттли, президент США Гарри Трумэн и Председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин на Потсдамской конференции 1945 г.

Место проведения Потсдамской конференции, в отличие от Ялтинской, было определено без серьезных споров между союзниками. В Москве организация встречи в освобожденном советскими войсками Берлине в советской зоне оккупации рассматривалась как признание заслуг и вклада Советского Союза и его армии в разгром фашизма и освобождение народов Европы от нацистской тирании. Так как Берлин был сильно разрушен, выбор, скорее всего по техническим соображениям, пал на расположенный поблизости от него старинный Потсдам, где хорошо сохранился дворец Цецилиенхоф. Выбор Потсдама имел и глубоко символическое значение. В самом центре Потсдама 21 марта 1933 г. фельдмаршал и рейхспрезидент О. фон Гинденбург скрепил рукопожатием назначение А. Гитлера канцлером Германии. С этого момента время для немцев неудержимо шло к национальной катастрофе. В Потсдаме трагический круг истории замкнулся.

Советской делегации предстояло решить сложную задачу: закрепить итоги войны, сохранить плоды победы и при этом не допустить раскола между союзниками, чтобы продолжить сотрудничество с ними в послевоенное время в интересах безопасности Советского Союза, восстановления его экономики и международной стабильности. Обессиленному войной Советском государству была нужна перспектива прочного мира на обозримое будущее, чтобы сосредоточиться на решении внутренних задач.

Советские цели на переговорах органично вытекали из всего предшествующего опыта СССР и дореволюционной России и носили скорее геополитический, прагматический, нежели идеологический характер. На практике это означало укрепление территориальной безопасности Советского государства, закрепление в пользу СССР новых границ в Европе и на Дальнем Востоке, ликвидацию санитарного кордона и превращение сопредельных государств в надежных соседей и союзников Советского Союза.

В отечественной историографии утвердился тезис о том, что на этапе освобождения Восточной Европы и первых послевоенных месяцев с советской стороны речь велась не о «советизации» или «социализации» освобожденных государств, а ставилась задача поддержки в этих странах дружественных режимов левого и антифашистского толка. Вопросы политического характера власти освобожденных государств затрагивались в самых общих чертах, чтобы не воскрешать довоенные страхи на Западе, вызванные «мировой коммунистической революцией», а упор делался на их внешнеполитической ориентации и отношениях с Советским Союзом. Тон советского руководства и его риторика были скорее общедемократическими, пацифистскими и антифашистскими, нежели классово-непримиримыми и воинственно-идеологическими.


Сообщение о Берлинской (Потсдамской) конференции трех держав, 2 августа 1945 г.

Центральное место в ходе переговоров занимали вопросы европейского урегулирования, прежде всего германский. Политические условия обращения с Германией на послевоенный период, знаменитые четыре «Д» - демократизация, демилитаризация, денацификация и декартелизация, были легко согласованы между участниками конференции.

Большое значение для судеб Европы и всего мира имела достигнутая договоренность о том, что германский милитаризм и нацизм будут искоренены и в будущем приняты другие меры, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире. Была согласована цель «окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе».

Серьезные разногласия обнаружились, когда перешли к обсуждению положения в освобожденных государствах. Американский президент потребовал «немедленной реорганизации теперешних правительств Румынии и Болгарии» в качестве условия установления с ними дипломатических отношений и последующего заключения мирных договоров. При этом Трумэн считал возможным проявить особое расположение к Италии и предложить оказать ей поддержку в вопросе о вступлении в только что созданную Организацию Объединенных Наций. Американская делегация предложила подписать два отдельных документа с рекомендациями по Италии и другим странам - сателлитам Германии, в то время как советская сторона выступала за единый документ. Англичане, в свою очередь, мотивировали собственную неготовность установить дипломатические отношения и согласиться со вступлением Румынии и Болгарии в ООН тем, что правительства этих стран представляли «коммунистическое меньшинство».

Это выглядело как откровенное давление Запада на страны Восточной Европы, а использование в этих целях вопроса их международного признания было равнозначно отказу им в легитимности. В ответ на этот ультиматум И. В. Сталин заблокировал вопрос о легитимизации положения в Италии, лишив ее поддержки при вступлении в ООН, и наотрез отказался присоединиться к американскому проекту резолюции.

В конечном счете, участникам удалось найти дипломатическую формулу, которая при всей ее расплывчатости все-таки не допускала откровенной дискриминации указанных стран. В протоколе конференции было записано, что правительства трех держав, «каждое в отдельности, согласны изучить в ближайшее время в свете условий, которые будут тогда существовать, вопрос об установлении в возможной степени дипломатических отношений с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией до заключения мирных договоров с этими странами».

Это соглашение оставляло почву для дальнейшей борьбы за страны Восточной Европы в ходе подготовки подписания с ними мирных договоров.

Разработкой этих договоров предстояло заняться созданному решением конференции Совету министров иностранных дел (СМИД) пяти держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая.

Не менее остро в Потсдаме проходило и обсуждение польского вопроса, который в годы войны наиболее полно вместил в себя межсоюзнические противоречия по послевоенному устройству мира. Политическая ситуация в Польше, приход к власти там просоветских сил не

устраивали Лондон и Вашингтон. Однако, не отказываясь от борьбы за Польшу, им пришлось под давлением обстоятельств пойти на признание польского временного правительства расширенного состава на основе «ялтинской формулы» и прекратить отношения с польским правительством Т. Арцишевского в Лондоне. Надежды на укрепление в Польше позиций своих сторонников американцы и англичане связывали с предстоящими в Польше выборами.

В связи с этим большое значение приобрел в Потсдаме вопрос о закреплении новой западной границы Польши, лишь в общих чертах согласованный союзниками в Крыму. По сути, речь шла о суверенитете и государственности Польши, возрождавшейся после нацистской оккупации в новых территориальных границах. Для Советского Союза это был также вопрос его территориальной безопасности, связанный с послевоенным миром в Европе и созданием прочных гарантий против новой агрессии со стороны

Германии. Новая западная граница рассматривалась союзниками как большой шаг навстречу послевоенной Польше.

Президент США первоначально предложил отложить признание польско-германской границы по Одеру - Нейсе до мирной конференции, что противоречило согласованному в Ялте с его предшественником решению о переносе польской западной границы путем приращения польской территории на севере и западе. Он мотивировал свой отказ тем, что это ущемит интересы Германии, лишит ее четверти пахотных земель и угольных ресурсов и тем самым помешает выплате ею репараций. Черчилль оказался еще более категоричен, заявив в ходе заседания 21 июля 1945 г.: «Я считаю, что поляки не имеют права взять себе эту часть Германии».

Реакция И. В. Сталина была юридически взвешенной и опиралась на достигнутые в Ялте решения по Польше и конкретное положение дел, которое сложилось в результате наступательных операций Красной армии, повлекших за собой массовый исход немецкого населения с этой территории в глубь Германии. Кроме того, он предложил пригласить в Потсдам польскую правительственную делегацию для выяснения ее мнения, чтобы соблюсти демократические приличия и спросить мнение заинтересованных лиц, а не действовать за их спиной.

В конечном счете, вопрос решился на компромиссной основе в пользу поляков. Хотя окончательное решение было отложено до мирного урегулирования, в протоколе конференции четко указывалось, что под управление Польского государства переходили бывшие германские земли к востоку от линии рек Одер - Западная Нейсе.

Потсдамская конференция в большей степени, чем другие саммиты большой тройки, была отмечена жестким дипломатическим торгом, как в больших, так и в малых вопросах. Борьба шла буквально по каждому пункту повестки дня. Американская делегация широко практиковали тактику пакетных соглашений или увязок между собой порой не связанных проблем с целью выторговать для США наилучшие условия.

Главным средством давления на Советский Союз и получения от него существенных уступок стал репарационный вопрос, представлявший важный интерес для истощенной войной советской экономики. Если в Крыму Ф. Рузвельт пошел навстречу интересам СССР и согласился принять цифру в 20 млрд. долларов как основу для взыскания репараций с Германии, из которых 10 млрд. причиталось бы Советскому Союзу, то У. Черчилль отказался это сделать. В Потсдаме Г. Трумэн отошел от взятых его предшественником обязательств.

Репарационная проблема была центральной, но не единственной. Вместе с ней требовали решения и другие экономические вопросы: германского золота, активов, ценных бумаг и инвестиций за рубежом, немецкого военного и торгового флота. Ради получения немецких репараций, прежде всего столь нужного стране промышленного оборудования, советская сторона отказалась от получения германских активов, инвестиций, ценных бумаг в западных зонах оккупации, а также от так называемого германского золота, награбленного со всей Европы. В протоколе конференции было зафиксировано, что репарационные претензии Советского Союза будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей. Конкретная сумма репараций при этом по настоянию западных держав опускалась. Кроме того, Советскому Союзу полагались дополнительно 15% оборудования из западных зон в счет эквивалентных по стоимости поставок сельскохозяйственных и сырьевых товаров из своей зоны и 10% оборудования из западных зон без каких-либо оплаты или возмещения.

Частью решения вопроса о захваченной победителями германской добыче являлся и вопрос о немецком военном и торговом флоте. Здесь И. В. Сталин не собирался уступать и настойчиво добивался получения Советским Союзом его законной доли. Флот был разделен поровну, как говорилось в подписанном протоколе, «между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами» не позднее, чем 15 февраля 1946 г.


Участники Потсдамской конференции. На фото 2-й слева - первый заместитель наркома Иностранных дел СССР Андрей Януарьевич Вышинский, 4-й слева - посол США в СССР Аверелл Гарриман, 5-й слева - нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов, 6-й слева - министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден, 7-й слева - государственный секретарь США Эдвард Стеттиниус, 8-й слева - заместитель министра иностранных дел Великобритании Александр Кадоган

Западные партнеры положительно отнеслись к ряду территориальных вопросов, волновавших советских руководителей за пределами зоны их непосредственного влияния. Речь шла, например, об изменении невыгодного для СССР статуса черноморских проливов и получении там права иметь военную базу, о восстановлении утерянных Россией прав по итогам Первой мировой войны на некоторые территории на Кавказе (Тао-Кларджетия — грузинский Лазистан и Карская область), о получении СССР своей доли колониального наследства, в частности заявленной с советской стороны претензии на управление итальянскими колониями, и о многом другом.

Проводя переговоры с союзниками, советское руководство исходило также из того, что СССР становился после войны великой державой, таким образом, его флот был заинтересован в выходе в Средиземное море и Мировой океан. В связи с этим возникала необходимость пересмотра конвенции Монтрё о режиме проливов, которая обрекала советский черноморский флот на зависимое от Турции положение, а также о получении в проливах Босфор и Дарданеллы советской военной базы. Американцы предприняли неожиданный ход, предложив И.В. Сталину объединить проблему проливов с вопросом о международных внутренних водных путях. Речь шла о том, чтобы объявить судоходство по Дунаю и Рейну полностью свободным в духе нового издания доктрины «открытых дверей» для Европы, как это было сделано в ХIХ в. в отношении Китая под лозунгами «свободы торговли» и «равных возможностей».

В итоге, вся выстраиваемая советской дипломатией новая геополитическая конструкция давала трещину. Баланс интересов оказался нарушен. И. В. Сталин пришел к выводу, что в отношении проливов не удастся достичь соглашения, «поскольку наши взгляды весьма расходятся». Все последующие настойчивые попытки американцев вернуться к обсуждению представленного ими документа о «свободной и неограниченной навигации по международным внутренним путям» успеха не имели.

Окончательно был решен вопрос о присоединении к СССР части Восточной Пруссии с г. Кёнигсбергом, согласованный еще в Крыму.

В Потсдаме поднималась и тема справедливого суда над нацистскими преступниками, так как параллельно между тремя державами шла интенсивная подготовка к работе Международного военного трибунала над главарями нацистской Германии в Нюрнберге. И. В. Сталин предложил не позднее чем через месяц опубликовать первый список привлекаемых к суду немецких военных преступников.

Вопрос о скорейшем возвращении советских военнопленных домой в Потсдаме был поставлен советской делегацией в связи с имевшимися фактами препятствования этому со стороны властей союзников. В дополнение к проблеме военнопленных с советской стороны в ходе предпоследнего заседания большой тройки 1 августа 1945 г. был поставлен вопрос о враждебной СССР деятельности белоэмигрантов и других лиц, и организаций в американской и английской зонах оккупации в Германии и Австрии.

В ходе Потсдамской конференции СССР подтвердил свое обязательство не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии.

Потсдамская конференция подвела черту под шестилетним периодом Второй мировой войны и обозначила исторический рубеж между войной и миром. Вместе с тем она отразила новую ситуацию, возникшую в мире в результате победы стран антигитлеровской коалиции над блоком государств-агрессоров. Ценой миллионов человеческих жизней и колоссальных разрушений одни глобальные противоречия были разрешены, а другие только начинали заявлять о себе в связи с изменением геополитической карты мира, его новым переделом и столкновением интересов между победителями во Второй мировой войне.

В целом участникам Потсдамской конференции удалось на время смягчить наметившиеся разногласия и не допустить открытого разрыва между собой. Так как идеологические факторы открыто еще не заявили о себе, было сложно определить подлинные масштабы и глубину этих разногласий. Стороны предпочитали договариваться там, где это было возможно, проявляли известную терпимость и гибкость, понимание интересов друг друга и откладывали на потом трудные вопросы.

Если об «атмосфере одной большой семьи», по выражению Ф. Рузвельта в Крыму, говорить уже не приходилось, то не было еще и открытой враждебности, и воинственности, которые стали отличительными чертами холодной войны.

А. Прохоровская,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба ВС РФ,
кандидат исторических наук

Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 17 июля - 2 августа 1945 г., занимает в мировой истории особое место. Конференция в Потсдаме (кодовое название «Терминал») была встречей победителей над фашистской Германией и ее союзниками. Лидеры коалиции - , Г. Трумэн, У. Черчилль и сменивший британского премьер-министра в ходе конференции К. Эттли - собрались в пригороде столицы разгромленного третьего рейха, чтобы заложить основы послевоенного мира. Их сопровождали министры иностранных дел трех Правительств , г-н Д.Ф. Бирнс и г-н А. Иден, начальники штабов и другие советники.

В период с 17 по 25 июля состоялось 9 заседаний. После этого конференция была прервана на 2 дня, на то время, когда объявлялись результаты общих выборов в Англии. 28 июля К. Эттли вернулся на конференцию в качестве премьер-министра в сопровождении нового Министра Иностранных Дел г-на Э. Бевина. Состоялось еще 4 заседания. За время конференции имели место регулярные встречи глав трех правительств, сопровождаемых министрами иностранных дел, и регулярные совещания министров иностранных дел.

Место проведения конференции.

Место проведения Потсдамской конференции, в отличие от Ялтинской, было определено без серьезных споров между союзниками. В Москве организация встречи в освобожденном советскими войсками Берлине в советской зоне оккупации рассматривалась как признание заслуг и вклада Советского Союза и его армии в разгром фашизма и освобождение народов Европы от нацистской тирании. Делегации США и Великобритании прибыли 15 июля и накануне конференции Черчилль и Трумэн пораздельно посетили Берлин и осмотрели его развалины. Делегация СССР во главе со Сталиным прибыла в Берлин поездом 16 июля, где её встретил главнокомандующий группой советских оккупационных войск в Германии маршал . Поскольку Берлин был сильно разрушен, выбор пал на расположенный поблизости от него Потсдам, где хорошо сохранился дворец Цецилиенхоф. Для проведения конференции были отведены 36 из 176 помещений дворца. Делегации же размещались на виллах в потсдамском районе Бабельсберг — советская делегация разместилась на вилле, ранее принадлежавшей генералу Людендорфу. Рабочей комнатой американцев служил бывший салон кронпринца, бывший кабинет кронпринца служил рабочей комнатой советской делегации.

Германский вопрос.

Центральное место в ходе переговоров занимали вопросы европейского урегулирования, прежде всего германский. Политические условия обращения с Германией на послевоенный период, знаменитые четыре «Д» - демократизация, демилитаризация, денацификация и декартелизация, были легко согласованы между участниками конференции.

Большое значение для судеб Европы и всего мира имела достигнутая договоренность о том, что германский милитаризм и нацизм будут искоренены и в будущем приняты другие меры, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире. При этом союзники не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ. Союзники намеревались дать немецкому народу возможность подготовиться к тому, чтобы в дальнейшем осуществить «реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе».

Положение в освобожденных государствах Европы.

Серьезные разногласия обнаружились, когда перешли к обсуждению положения в освобожденных государствах. Американский президент потребовал «немедленной реорганизации теперешних правительств Румынии и Болгарии» в качестве условия установления с ними дипломатических отношений и последующего заключения мирных договоров. При этом Трумэн считал возможным проявить особое расположение к Италии и предложить оказать ей поддержку в вопросе о вступлении в только что созданную Организацию Объединенных Наций, что нашло поддержку со стороны СССР. Три правительства включили подготовку мирного договора для Италии, как первоочередную задачу, в число срочных и важных задач, которые должны быть рассмотрены Советом министров иностранных дел, поскольку Италия первая из держав оси порвала с Германией, в поражение которой она внесла материальный вклад, и сейчас объединилась с союзниками в борьбе против Японии.

Американская делегация предложила подписать два отдельных документа с рекомендациями по Италии и другим странам - сателлитам Германии, в то время как советская сторона выступала за единый документ. Англичане, в свою очередь, мотивировали собственную неготовность установить дипломатические отношения и согласиться со вступлением Румынии и Болгарии в ООН тем, что правительства этих стран представляли «коммунистическое меньшинство». При активной позиции СССР по этому вопросу, в итоговос протоколе конференции было записано, что правительства трех держав, «каждое в отдельности, согласны изучить в ближайшее время в свете условий, которые будут тогда существовать, вопрос об установлении в возможной степени дипломатических отношений с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией до заключения мирных договоров с этими странами».

Разработкой этих договоров предстояло заняться созданному решением конференции Совету министров иностранных дел (СМИД) пяти держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. По решению конференции Совет должен был заседать в Лондоне, и состоять из Объединенного Секретариата, подлежащего созданию Советом. Каждого министра иностранных дел должен был сопровождать заместитель высокого ранга, должным образом уполномоченный вести работу в отсутствие его министра иностранных дел, и небольшой штат технических сотрудников.

Польский вопрос.

Не менее остро в Потсдаме проходило и обсуждение польского вопроса, который в годы войны наиболее полно вместил в себя межсоюзнические противоречия по послевоенному устройству мира. Политическая ситуация в Польше, приход к власти там просоветских сил не устраивали Лондон и Вашингтон. Однако, не отказываясь от борьбы за Польшу, им пришлось под давлением обстоятельств пойти на признание польского временного правительства расширенного состава на основе «ялтинской формулы» и прекратить отношения с польским правительством Т. Арцишевского в Лондоне. Надежды на укрепление в Польше позиций своих сторонников американцы и англичане связывали с предстоящими в Польше выборами. В связи с этим большое значение приобрел в Потсдаме вопрос о закреплении новой западной границы Польши, лишь в общих чертах согласованный союзниками в Крыму. По сути, речь шла о суверенитете и государственности Польши, возрождавшейся после нацистской оккупации в новых территориальных границах. Для Советского Союза это был также вопрос его территориальной безопасности, связанный с послевоенным миром в Европе и созданием прочных гарантий против новой агрессии со стороны Германии. Новая западная граница рассматривалась союзниками как большой шаг навстречу послевоенной Польше.

Президент США первоначально предложил отложить признание польско-германской границы по Одеру - Нейсе до мирной конференции, что противоречило согласованному в Ялте. Он мотивировал свой отказ тем, что это ущемит интересы Германии, лишит ее четверти пахотных земель и угольных ресурсов и тем самым помешает выплате ею репараций. Черчилль оказался еще более категоричен, заявив в ходе заседания 21 июля 1945 г.: «Я считаю, что поляки не имеют права взять себе эту часть Германии».

Реакция И. В. Сталина была взвешенной и опиралась на достигнутые в Ялте решения по Польше. Кроме того, он предложил пригласить в Потсдам польскую правительственную делегацию для выяснения ее мнения, чтобы соблюсти демократические приличия и спросить мнение заинтересованных лиц, а не действовать за их спиной.

В конечном счете, вопрос решился на компромиссной основе в пользу поляков. Союзники согласились, что до окончательного определения западной границы Польши бывшие германские территории к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда по реке Одер до впадения реки Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы, включая ту часть Восточной Пруссии, которая в соответствии с решением Берлинской Конференции не поставлена под управление СССР, и включая территорию бывшего свободного города Данциг, - должны находиться под управлением Польши и в этом отношении они не должны рассматриваться как часть советской зоны оккупации в Германии.

Репарации и экономические вопросы.

Главным средством давления на Советский Союз и получения от него существенных уступок стал репарационный вопрос, представлявший важный интерес для истощенной войной советской экономики. Если в Крыму Ф. Рузвельт пошел навстречу интересам СССР и согласился принять цифру в 20 млрд. долларов как основу для взыскания репараций с Германии, из которых 10 млрд. причиталось бы Советскому Союзу, то У. Черчилль отказался это сделать. В Потсдаме Г. Трумэн отошел от взятых его предшественником обязательств.

Репарационная проблема была центральной, но не единственной. Вместе с ней требовали решения и другие экономические вопросы: германского золота, активов, ценных бумаг и инвестиций за рубежом, немецкого военного и торгового флота. Ради получения немецких репараций, прежде всего столь нужного стране промышленного оборудования, советская сторона отказалась от получения германских активов, инвестиций, ценных бумаг в западных зонах оккупации, а также от так называемого германского золота, награбленного со всей Европы. В протоколе конференции было зафиксировано, что репарационные претензии Советского Союза будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей. Конкретная сумма репараций при этом по настоянию западных держав опускалась. Кроме того, Советскому Союзу полагались дополнительно 15% оборудования из западных зон в счет эквивалентных по стоимости поставок сельскохозяйственных и сырьевых товаров из своей зоны и 10% оборудования из западных зон без каких-либо оплаты или возмещения.

Частью решения вопроса о захваченной победителями германской добыче являлся и вопрос о немецком военном и торговом флоте. Здесь И. В. Сталин не собирался уступать и настойчиво добивался получения Советским Союзом его законной доли. Флот был разделен поровну, как говорилось в подписанном протоколе, «между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами» не позднее, чем 15 февраля 1946 г.

Кенингсберг.

Конференция рассмотрела предложение СССР о том, чтобы впредь до окончательного решения территориальных вопросов при мирном урегулировании прилегающая к Балтийскому морю часть западной границы СССР проходила от пункта на восточном берегу Данцигской бухты к востоку - севернее Браунсберга - Гольдапа к стыку границ Литвы, Польши и Восточной Пруссии. Западные союзники согласилась в принципе с предложением И.Сталина о передаче СССР города Кенигсберга (с 1946 г. — Калининград) с прилегающим к нему районом передавался СССР и прилегающего к нему района, что было согласовано еще на Ялтинской конференции.

Суд над нацистскими преступниками.

В Потсдаме поднималась и тема справедливого суда над нацистскими преступниками, так как параллельно между тремя державами шла интенсивная подготовка к работе Международного военного трибунала над главарями нацистской Германии в Нюрнберге. И. В. Сталин предложил не позднее чем через месяц опубликовать первый список привлекаемых к суду немецких военных преступников.

Вступление СССР в войну с Японией.

В ходе Потсдамской конференции СССР подтвердил свое обязательство не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии (датой чего Сталин считал только 8 мая). Воюющие с Японией США, Великобритания и Китай также подписали Потсдамскую декларацию (опубликована 26 июля), потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции. 8 августа (после конференции) к декларации присоединился СССР и объявил Японии войну.

Итоги.

Потсдамская конференция подвела черту под шестилетним периодом Второй мировой войны и обозначила исторический рубеж между войной и миром. Вместе с тем она отразила новую ситуацию, возникшую в мире в результате победы стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией и ее союзниками. В целом участникам Потсдамской конференции удалось на время смягчить наметившиеся разногласия и не допустить открытого конфликта между собой. Так как идеологические факторы открыто еще не заявили о себе, было сложно определить подлинные масштабы и глубину этих разногласий. Стороны предпочитали договариваться там, где это было возможно, проявляли известную терпимость и гибкость, понимание интересов друг друга и откладывали на потом трудные вопросы. Таким образом, между союзниками установился хрупкий мир, впоследствии разрушенный .

2024 printflip.ru. Компьютерные истории.